Двигатели Cummins 4BT (3.9 литра) и 6BT (5.9 литра) стали основой для дизелей средней мощности. Серия В появилась в 1984 году. Ее создали как универсальную платформу, которая сразу сочетала огромный ресурс и простоту применения. За долгие годы эти моторы получили звание одних из самых надежных и простых в ремонте двигателей в своем классе.
Эти моторы стоят на самой разной технике. Главная их польза видна в коммерческой сфере. На российской земле эти моторы известны по работе в коммерческом транспорте и спецтехнике. 4BT и 6BT активно ставят на городские автобусы, грузовики средней тоннажности, а также на погрузчики и дорожно-строительные машины. Такая широкая сфера применения объясняется их особенностью: простой механикой, прочным чугунным блоком и малым количеством электроники. Особенно это касается 12-клапанных версий. Это очень ценно для работы в сложных, суровых условиях.
Унификация 4BT (3.9l) и 6BT (5.9l)
Что дает серии В простоту в обслуживании и выгодность? Ее модульность. Моторы I4 (4BT) и I6 (6BT) используют одинаковую ЦПГ (цилиндро-поршневую группу). У них один и тот же диаметр цилиндра (102 мм) и ход поршня (120 мм). По сути, 6BT – это 4BT, к которому просто добавили еще два цилиндра.
Это большая польза для снабженцев и руководителей. Если вы используете оба двигателя – 4BT для легких работ и 6BT для тяжелых, то количество нужных запчастей резко сокращается. Одинаковые поршни, кольца, шатуны, клапаны подходят для обоих моторов. Вы экономите на складе и логистике. При этом всегда есть нужные запчасти. Такой подход снижает общую стоимость владения (TCO). Он сокращает время, когда техника простаивает без дела.

Технические характеристики и конструктивные особенности
Моторы серии В, 4BT и 6BT, сделаны очень крепкими. Их спроектировали для долгих лет работы под большими нагрузками.
В основе лежит мощный блок цилиндров и ГБЦ (головка блока цилиндров), сделанные из чугуна. Чугун дает отличную прочность. Это делает мотор устойчивым к нагреву и сильным механическим нагрузкам.
Объем 6BT (шесть цилиндров) – 5.9 литра. 4BT (четыре цилиндра) – 3.9 литра. В ГРМ (газораспределительном механизме) – двухклапанная схема. Это значит 12 клапанов у 6BT и 8 у 4BT. Распредвал расположен внизу (Cam-in-block). Степень сжатия обычно находится в пределах 17.2:1 до 19:1.
Характеристики 6BT сильно отличаются. Все зависит от того, где его используют (на машине, в промышленности или на воде) и какой ТНВД стоит. Базовые версии для грузовиков или промышленности, где стоит ТНВД VE, выдают 115 л.с., 120 л.с., 125 л.с. или 130 л.с. При этом главное достоинство – это крутящий момент, который есть уже на самых «низах». Версии с завода для автомобилей (особенно с насосом P7100) гораздо сильнее. Они начинаются от 160 л.с. и доходят до 235 л.с. и даже 325 л.с. в поздних моделях.
Крутящий момент на заводе варьируется от 542 Нм до 827 Нм. Эта возможность выдавать дизелю большой момент дает мотору отличную тягу. Это делает 6BT отличным решением для тяжелых работ.

Мотор 4BT (3.9 литра) любят за небольшой размер, малый вес и экономию топлива. Он отлично подходит для легких грузовиков, фургонов, и спецтехники. Везде, где шесть цилиндров много, ставят 4BT. Механикам и водителям важно знать: рядный четырехцилиндровый мотор вибрирует сильнее, чем шестицилиндровый. Это его особенность. Вибрация может привести к быстрому износу. Поэтому надо чаще проверять подушки крепления мотора и все связанные узлы. Это поможет избежать поломок, которые создает вибрация.
|
Характеристика |
Cummins 4BT (3.9L) |
Cummins 6BT (5.9L) |
Комментарий |
|
Конфигурация / цилиндры |
Рядный (I4) |
Рядный (I6) |
I6 обеспечивает лучшую плавность хода |
|
Рабочий объем, л |
3.9 |
5.9 |
Унифицирован по цилиндро-поршневой группе |
|
Диаметр цилиндра x Ход поршня, мм |
102 / 120 |
102 / 120 |
Высокая степень унификации деталей |
|
Заводской диапазон мощности, л.с. |
105 – 130 |
115 – 235 |
Зависит от ТНВД (VE vs. P7100) |
|
Макс. крутящий момент (сток), Нм |
350 – 450 (оценка) |
542 – 827 |
Высокий ресурс для тяжелой работы |
6BT дает мощную, плавную тягу. 4BT очень экономичен и компактен, но требует внимания к креплениям из-за вибрации. Оба мотора прочные благодаря чугунному блоку.
Детальный анализ топливных систем и потенциал производительности
Ресурс и потенциал 4BT и 6BT зависят от их топливной системы. Переход от простых насосов к рядным определил, как моторы работают с завода и как их можно «разогнать».
Топливные насосы: VE-pump и P7100
Раньше часто ставили распределительный насос Bosch VE-pump. Он очень надежен, полностью механический, работает стабильно. Но его конструкция сильно ограничивает подачу топлива. Из-за этого сложно серьезно поднять мощность мотора.
Настоящим знаком мощности и неубиваемости стал рядный насос Bosch P7100 (его еще зовут P-Pump). Его ставили на 12-клапанные 6BT в 1994-1998 годах. Насос тоже полностью механический. Это убирает зависимость от сложной электроники. Это повышает его ресурс и простоту ремонта.
P7100 – это база для роста мощности. С завода 6BT может иметь 115 л.с. Но с насосом P7100, при небольших настройках механики, мощность легко вырастает в два раза. Она может достигать 325 л.с. и даже больше. Регулировки делаются только механически. Не надо тратить деньги на перепрошивку ЭБУ (электронного блока). Для спецтехники, тяжелых тягачей, или установок, где нужна большая мощность прямо сейчас, моторы с P7100 очень хороши. Вы быстро и недорого делаете технику производительнее. При этом мотор остается фундаментально надежным.
Устройство Bosch P7100 (P-Pump) и как регулировать подачу топлива (для механиков)
Механик просто обязан знать, как работает P7100. Вот его части: кулачковый вал, который двигает плунжерные пары (они дают впрыск и нужный момент), рейка (она подает топливо) и механический регулятор (Governor), который следит за максимальными оборотами. Важной деталью является профиль кулачкового вала внутри насоса. Есть разные профили с завода (160, 180, 215). Они меняют то, как быстро растет давление и как долго идет впрыск. Если вы строите мощный мотор, надо всегда смотреть, как профиль кулачка меняет динамику подачи топлива.
Настраиваем P7100 для работы (руководство)
Топливная пластина (fuel plate) – это ограничитель. Он не дает рейке насоса ходить дальше нужного. Форма пластины решает, сколько топлива пойдет в мотор при разных оборотах. Чтобы настроить пластину, ослабьте винты и сдвиньте ее. Если двигать от радиатора (к мотору), топливо будет подаваться больше. Это даст рост мощности. Сдвиг к радиатору, наоборот, подачу уменьшит. Также важен профиль пластины. №10 часто берут как самый универсальный. Он дает отличный баланс мощности и удобства. Более сильные профили, вроде №6, подают топливо жестче. Но они могут потребовать дополнительной настройки регулятора.
Регулировка AFC (компенсация по наддуву)
AFC (Air Fuel Control) – это пневматический прибор. Он меняет подачу топлива в зависимости от того, какое у вас давление наддува. Главная его задача – убрать сильный черный дым и следить за температурой выхлопа (EGT) при слабом наддуве. При небольшом газе AFC не дает насосу сразу лить максимум топлива. Настройка AFC делается через «звездочку» (Star Wheel) и сдвиг корпуса. Поверните «звездочку» к мотору. Это увеличит натяжение пружины. Теперь насос даст больше топлива даже при слабом наддуве. Мотор быстрее откликнется на газ и быстрее наберет мощность. Корпус AFC можно сдвинуть вперед. Это тоже даст максимальную подачу.
Настройка регулятора (governor springs)
Можно заменить или отрегулировать пружины регулятора. Так вы измените максимальные рабочие обороты мотора. Это нужно, например, для спецтехники. Но в обычной коммерческой работе обычно сохраняют заводские настройки.
Выбор ТНВД – главное. VE-pump надежен, но маломощен. P7100 – механическая «пушка». Его легко настроить, двигая топливную пластину и регулируя AFC.
Эксплуатация, долговечность и регламент технического обслуживания (ТО)
4BT и 6BT славятся большим ресурсом. Они не требуют сложного или частого обслуживания:
6BT – один из самых массовых дизелей. Хотя конструкция старая, его до сих пор выпускают в шести странах. Это говорит о его надежности. При правильном уходе он легко пройдет больше 800 000 км (500 000 миль). Эксперты говорят: «Цены на запчасти 6BT не сравнятся с другими моторами». Поэтому капремонт всегда выгоден.
Масло и фильтры меняйте каждые 250–300 моточасов. Или каждые 9 600 – 16 000 км.
У 12-клапанного мотора очень простая головка. Регулировка клапанов нужна редко: раз в 241 500 км (150 000 миль) или через 5000 часов. Такой большой интервал очень выгоден. Он экономит ваши деньги и время простоя. Если мотор стал сильно расходовать масло, и появился синий дым, это плохой знак. Скорее всего, нужно менять масляный насос.
Правильный выбор масла сильно влияет на долговечность. Для 12-клапанных 4BT и 6BT (у них нет системы EGR – рециркуляции газов) надо точно следовать рекомендациям. Нужны масла с допусками Cummins CES 20076, 20077, 20078 или 20081. Допуск CES 20077 специально создан для моторов Cummins, на которых нет системы EGR.
Это значит, нужно лить полнозольные масла (Full-SAPS). Классы API: CI-4/SL и ACEA E7, например, RIXX MD X 10W-40 CI-4/SL E7 или 15W-40 CI-4/SL E7. Полнозольное масло дает мотору лучшую защиту от износа. Оно отлично нейтрализует кислоты, которые появляются от сгорания дизеля. Не переходите на новые экологичные Low-SAPS масла (классы CJ-4/CK-4). Их делают для моторов с сажевыми фильтрами (DPF) и EGR. В наших 4BT/6BT такие масла могут не дать нужной защиты. Это сократит срок службы мотора.
Ресурс 6BT огромен, капремонт выгоден. ТО простое, клапаны регулируем редко (241 500 км). Главное в масле – допуск CES 20077, нужно лить Full-SAPS масла, как CI-4/SL.
Заключение
Двигатели Cummins 4BT и 6BT серии В – это стратегически важный актив для любого автопарка. Их успех основан на механической простоте и надежности. Прочный чугунный блок, унификация запчастей и мощный крутящий момент на «низах» гарантируют долгий срок работы. Важно помнить о правильном масле и регулярном ТО. Серия В с механическими ТНВД остается эталоном долговечности. Этот двигатель – ценное решение там, где ценится надежность и управляемая стоимость владения.
В наличии комплектующие для всех моторов Cummins, Caterpillar, Perkins. Представлены оригинальные и аналоговые запчасти. Подобрать необходимую деталь не составит труда.
Предлагаются воздушные, топливные и масляные фильтры брендов Cummins, Fleetguard, Donaldson, Baldwin, Sakura. Изделия обладают прекрасной адсорбцией.
В продаже оригинальные моторные масла компании Valvoline, дочернего подразделения Cummins Inc.